"Детский сад №124 г. Челябинска"
Группа "Колокольчик"

Воспитатели:
Абдуллина Розалия Алексеевна
Нафигина Эльвира Насировна
учитель-логопед
Ильясова Юлия Равильевна
Возрастные особенности детей 5-7 лет
учитель-логопед
Ильясова Юлия Равильевна
Мы растем!!!
Антропометрические данные
ФИО
|
Вес
Сентябрь
2021
|
Рост
Сентябрь
2021
|
Вес
Апрель
2022
|
Рост
Апрель
2022
|
Александрова Анжелика
|
17 | 105 | ||
Гадыльшин Амир
|
25 | 121 | 26 | 124,5 |
Гребнев Владимир
|
22,9 | 120 | ||
Ильбахтин Павел
|
24,7 | 115 | 25 | 118 |
Левцов Алексей
|
20,8 | 116 | ||
Рябченко Павел
|
20 | 119 | 20,5 | 122 |
Стасюкевич Елена
|
34,7 | 124,2 | 36,5 | 128,2 |
Турдиева Марьям
|
22,2 | 116,6 | 24,8 | 120,6 |
Фахретдинов Дмитрий
|
24 | 116,3 | 25,6 | 120 |
Пономарев Арсений | 19,9 | 114,6 |
Возрастные особенности детей 5-7 лет
Анатомо-физиологические особенности
Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц
— 200,0 г, а роста — 0,5 см. Каждый возрастной этап характеризуется, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях.
Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти- шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы
развития неодинаковы. Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчиваются.
Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено.
Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивается и окостенение носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже
самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам.
Позвоночный столб ребенка пяти-шести лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый
или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей. В развитии мышц выделяют несколько «ключевых» этапов. Один из них
— это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой
двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия.
Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных,
вестибулярных и других рефлексов (проприоцептивные рефлексы — рефлексы, получаемые с мышц и сухожилий; вестибулярные рефлексы— реакции вестибулярного аппарата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в
пространстве), а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются.
При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче даются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но они способны выполнять и короткие упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например, в подвижных играх «Сделай
фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка». Органы дыхания. Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная
организация двигательной активности детей. При ее недостаточности количество заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%). Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем 1100—1200 см3, но она зависит от многих факторов (длины
тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2—7 раз, а при беге — еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых
упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-
сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.
Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6—0,8 до 1,2—1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 минут. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». В задачи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом
проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи
гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.
Сердечно-сосудистая система. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденное размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс
его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92— 95 ударов в минуту. Развитие высшей нервной деятельности характеризуется ускоренным формированием ряда морфо- физиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга.
Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий:
обобщения, осознания последовательности событий и причинно- следственных отношений, формирования сложных межанализаторных
связей и др. Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей.
Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда»
подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединяющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между
живой и неживой природой. Все это создает возможность усвоения дошкольниками систематизированных знаний. В учебно- воспитательном процессе необходимо широко использовать способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. У ребенка 5—6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после
одной—трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил (прием разработан
В.Н. Аванесовой). На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцированное, запаздывающее, условное и др.).
Совершенствование дифференцированнного торможения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Однако задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной
нагрузке на нервную систему. Свойства нервных процессов
(возбуждения и торможения) — сила, уравновешенность и подвижность — также совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие
силу, скорость, выносливость. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др. У детей
пяти-шести лет динамические стереотипы, составляющие
биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т. д.
Развивающая предметно- пространственная среда
Центр природы и экспериментирования
1. Комнатные растения, инвентарь для ухода за комнатными растениями.
2.Природный материал( глина, камушки, ракушки и т.д)
3. Календарь природы
4.Наборы картин "В мире растений", "Времена года" и т.д.
5.Стол с углублениями для воды и песка, фартуки.
6. Сыпучие материалы ( горох, сахар, соль и т.д.)
7.Емкости разной вместимости ( стаканы, олбы, воронки, ложечки и т.д)
8.Разнообразные доступные приборы ( лупы, стекляшки ит.д)
9. Разные медицинские приборы ( вата, шприцы, колбы, марля и т.д.)
10. Коллекция минералов, бумаг, гербарий.
1. Мячи маленькие и большие
2. Кольцебросы
3. Нетрадиционное спорт. оборудование
4. Мешочки с песком маленькие
5. Скакалки
6. Гантели
7.Дартс (дротики на липучках)
8. Бадминтон
9. Набор кеглей(боулинг)
10. Ленточки, флажки.
11. "Твистер"
12.Обручи
13. Массажные коврики
14. Детская баскетбольная корзина
Центр книги и патриотического воспитания
1.Детские книги по программе
2. Энциклопедии
3.Любимые книги детей
4. Портреты поэтов и писателей.
5." Книжкина больница" ( все для ремонта книг)
1. Глобус
2. Альбом иллюстраций Челябинск
3. Флаг России, гимн России, герб Челябинска
4. Фотографии президента В.В. Путин и Губернатор Челябинской области А. Дубровский
5. Наглядный материал " профессии"
6. Карта Челябинска
7. Альбомы Символика административных районов Челябинска
8. альбом одежды народов мира, Народов России.
ИЗО уголок
Центр безопасности
Сюжетно-ролевые игры в нашей группе
Развернутая игра "Хлебокомбинат"
Хлебокомбинат разделен на цеха: склад продуктов, тестомесильный цех, хлебный, кондитерский, упаковочный, кабинет директора, магазин.
"Почта " и "Ателье"
Предметно-игровая среда. Оборудование:
швейные машинки;
журнал мод;
швейные инструменты
(сантиметр,
нитки, образцы
ткани, и др.);
фурнитура;
выкройки;
бланки заказов;
манекены.

игра "ПАРОХОД" и "СЕМЬЯ"
Оборудование "пароход": Форма моряков, штурвал, бинокль, пиратская повязка на глаза

Оборудование "семья"6 посуда, утюг, фрукты и овощи, скатерть, плита, игрушки.
Салон красоты, Скорая помощь, Магазин
Оборудование Салона красоты: флаконы пластмассовые, коробочки, плойки, зеркало, бусы, ободки,

Оборудование Магазин: продукты, весы, калькулятор, купюры денежные, ценники, Форма продавца, касса, чеки.

Оборудование Скорая помощь: коробочки из под лекарств, тюбики пластмассовые, фонендоскоп, градусник, носилки, Спецодежда врача, формуляры, карточки медицинские.

Пожарный
Оборудование пожарного: шланг, форма, молоток, баллон для воды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий